Вновь с вами рубрика #ПсевдоФет, а в ней – портрет матери поэта, Елизаветы Петровны Шеншиной, урожденной Шарлотты-Елизаветы Беккер, в первом браке Шарлотты-Елизаветы Фёт.
Родилась Шарлотта-Елизавета Беккер в 1798 году. В сентябре 1820 года, будучи женой дармштадского чиновника Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фёта, имея дочь Каролину и беременная вторым ребенком, бежала с лечившимся в Германии 44-летним русским помещиком, отставным ротмистром Афанасием Неофитовичем Шеншиным в Россию, где в имении Шеншина Новоселках 23 ноября / 5 декабря родился Афанасий Шеншин-младший.
16 июля 1857 года Афанасий Афанасьевич отправил своей будущей жене письмо, которое просил уничтожить. Марья Петровна не послушалась и хранила его всю жизнь. На конверте ее рукой было написано «Положить со мною в гроб», но воля ее не была исполнена. Мы можем прочитать горькое признание поэта в своей незаконнорожденности:
«Если бы я не верил в тебя, как в Бога, ни на что бы я не решился написать этого на бумаге, которую по прочтении сожги. Мать моя была замужем за отцом моим, дармштадским ученым и адвокатом, и родила дочь Каролину – теперешнюю Матвееву в Киеве, и была беременна мной. – В это время приехал и жил в Дармштадте вотчим мой Шеншин, который увез мать мою от Фета, и когда Шеншин приехал в деревню, то через несколько месяцев родила меня. Через полгода или год затем Фет умер, и Шеншин женился на матери. Вот история моего рождения».
На самом деле Иоганн Фёт умер в 1826 году, а Шарлотта Фёт и Афанасий Неофитович Шеншин обвенчались в 1822-м, после получения из Германии документов о разводе, но Афанасий Афанасьевич мог не знать, когда умер его отец.
Мальчик был записан сыном Шеншина и носил эту фамилию до 14 лет, пока его «незаконнное происхождение» не было обнаружено орловскими властями. Он получил фамилию своего отца Фёта, лишившись всех дворянских привилегий, прав состояния и наследования. В 1842 году, когда его стихи впервые появились в печати под полным его именем («Отечественные записки», т. 25) буква «ё» из-за ошибки наборщика была заменена на «е».
10 января 1874 года Афанасий Афанасьевич писал Марье Петровне: «Если спросишь: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им – Фет».
Такова история его рождения.
История жизни его матери оказалась короткой и скорее невеселой.
В «Ранних годах моей жизни» А. А. Фет пишет:
«…мать моя, до присоединения к православной церкви, носила название Шарлотты Карловны. Но как восприемником ее был родной брат отца моего Петр Неофитович, то мать в православии называлась Елизаветой Петровной. …
Стройная, небольшого роста, темно-русая, с карими глазами и правильным носиком мать видимо старалась угодить отцу. Но никогда я не видал ни малейшей к ней ласки со стороны отца. Утром при встрече и при прощанье по поводу отъезда он целовал ее в лоб, даже никогда не подавая ей руки. …
Бедная мать, утрачивая вместе с здоровьем и энергию, все полнела, и хотя никогда не была чрезмерно толста, но по мере прибавления семейства все реже и реже покидала кровать, обратившуюся наконец в мучительный одр болезни».
Елизавета Петровна Шеншина умерла в 1844 году, всего 46 лет от роду. Афанасию Афанасьевичу было 24 года. Мать он очень любил, тяжело переживал ее болезнь (по-видимому, рак) и смерть.
На миниатюре Р. Н. Козакова мы видим Шарлотту Фёт такой, какой ее описывает сын – прелестная, хрупкая, темноволосая, с правильными чертами лица. Взбитые локоны и осиная талия – по моде 1820-х. Кружевной чепец и фасон платья – как у замужней женщины. Немного старомодный портрет. Ничего не удалось найти про художника, про то, в каких обстоятельствах был создан портрет и как он оказался в Государственном литературном музее, где ныне хранится.
Впервые мы увидели этот портрет в Литературном музее писателей-орловцев. Он также помещен в альбоме «Афанасий Фет. Материалы из собрания Государственного литературного музея» (по которому мы сделали эту статью), но комментарии скудны – мы можем узнать только размеры: 12,7 * 10 см, и то, что портрет поступил от С. М. Орешникова в 1939 г.
Любопытно, что об этом портрете ничего не знал Борис Садовской, который пишет в своей статье «Фет в портретах»: «Не сохранилось портретов ни самого Афанасия Неофитовича, ни жены его Елизаветы Петровны, матери поэта».
Значит, портрет матери Фета находился не в коллекции Черногубова (вывезенный из Воробьевки архив поэта), с составом которой Садовской был знаком.
В качестве же «портрета» Шарлотты Фёт в презентация чаще всего фигурируют три версии портрета английской писательницы Шарлотты Бронте, автора «Джен Эйр».
Галерея:
1. Р. Н. Козаков. Шарлотта-Елизавета Фёт. 1830-е. Картон, акварель, белила, тушь.
2. Джордж Ричмонд. Портрет Шарлотты Бронте. 1850 год.
3. Джон Хантер Томпсон. Шарлотта Бронте. Около 1839 года.
4. Шарлотта Бронте. Неизвестный художник.
#ПсевдоФет #Фет #МемоФет #Фетография